Молоко под контролем

Качество молочных продуктов — это вопрос здоровья и безопасности. О проблемах молочного производства мы писали не раз. Попасть на заводы, в святая святых, не так-то просто. Но мы побывали на одном из них. Иссыкский завод компании «ФудМастер» показал весь процесс, который проходят молочные продукты, прежде чем попасть на стол потребителя.

Когда молоко стоит на полках в магазинах, мы доверяем его упаковке, смотрим на цену. Но что внутри? Остается только догадываться о том, как был изготовлен этот продукт. Соблюдалась ли технология, контролировались ли качество и чистота производства? И самый главный вопрос — натуральный ли это продукт и из чего он изготовлен? К сожалению, в погоне за прибылью некоторые производители частенько экономят именно на этих важных моментах. И на такие предприятия попасть просто нереально, они закрыты похлеще режимных объектов. Но на заводе компании «ФудМастер» нам показали весь процесс производства молока и ответили на вопросы, которые чаще всего тревожат потребителя.

ПУТЬ ОТ КОРОВЫ ДО ЗАВОДА

Первое впечатление, когда заходишь на завод, — ты попал в научную лабораторию. Нас экипируют по всем правилам безопасности: бахилы, шапочки, специальные халаты. Мы моем руки, потом дезинфицируем. После всех этих «экзекуций» мы ожидали увидеть молочные реки, которые текут бурными потоками, а тут — сплошные металлические трубы, доступ к продукту закрыт. Ничего не пощупаешь, не попробуешь.

— Мы производим натуральную молочную продукцию бесконтактным методом производства, то есть используем оборудование, к которому нет доступа человека. Весь процесс управляется компьютером, человек не соприкасается с продуктом. Даже мойка оборудования производственных линий полностью автоматизирована и исключает человеческий фактор, — говорит Нурзиля Керимбаева, руководитель отдела качества.

Увидели мы натуральное свежее молоко только в момент приемки. На завод приезжает молоковоз с собранным сырьем из Алматинской области. Прежде чем выгрузить молоко в специальные резервуары и запустить в производство, лаборанты завода берут пробы, но, по словам специалистов, контроль качества начинается задолго до этого момента:

— Первичная проверка на качество начинается в момент приема молока в хозяйствах. Наши водители обучены и сами делают первичные анализы, они проверяют кислотность, плотность. Если молоко не соответствует данным параметрам, его просто не примут для

транспортировки. Дальше лаборант на заводе осуществляет более тщательную проверку на специальном оборудовании, которое позволяет провести экспресс-анализ на жир, белок и другие необходимые параметры. У нас на заводе утверждено 15 параметров оценки качества натурального молока — это очень высокая планка.

— Не секрет, что в Казахстане дефицит натурального молока, откуда текут молочные реки?

— Очень серьезную работу проводит наш отдел заготовки молока. По области мы работаем более чем с 70 фермерскими хозяйствами и заготовителями молока. Всех поставщиков компания на безвозмездной основе обеспечивает танками-охладителями. Ведь все прекрасно знают, что натуральное свежее молоко — это живой продукт, и очень важно в первые 1-1,5 часа после дойки его охладить и тем самым дольше сохранить его качество. На сегодня уникальной системой сбора молока по всему Казахстану охвачено около двухсот оборудованных молокоприемных пунктов, где нами установлено 353 танка-охладителя.

— Вот молоко наконец-то попало на завод. А что с ним происходит дальше?

— Дальше начинается путешествие молока по заводу, которое проходит обязательные производственные этапы.

— Потребителей часто волнует вопрос, теряет ли свои полезные свойства молоко при пастеризации?

— Неоспоримо, что технология, предложенная в свое время Луи Пастером, когда жидкие продукты нагреваются при температуре 70-80°С в течение небольшого периода времени, позволяет сохранять все полезные свойства натурального молока, продлевая срок его жизни.

Кстати, некоторые считают, что, закипятив сырое молоко на плите, они его обезопасили, но это не так. Чтобы погибли микроорганизмы, которые приводят к быстрому скисанию молока, нужно, как минимум, кипятить его полчаса в домашних условиях, а за это время разрушается кальций. Поэтому можно ещё поспорить о пользе натурального молока, переработанного на производстве или прокипячённого в домашних условиях.

НОВЫЙ «ФОРМАТ» ДЛЯ ЗНАКОМОГО ПРОДУКТА

Мы продолжаем нашу экскурсию по заводу, площади его впечатляют. Молоко попадает в большие емкости, где проходит ферментация, то есть внесение соответствующих полезных заквасок, например молочнокислых бактерий, болгарской палочки, в результате чего в танках созревают кефир, сметана, ряженка, йогурт. Именно благодаря закваске и индивидуальной рецептуре получаются кисломолочные продукты, содержащие бактерии, полезные для пищеварительной системы, а также естественные витамины и минералы.

На заводе запускаются новые продукты, и «модернизируются» уже привычные. За последние 4 года общие инвестиции компании составили 3,5 млрд. тенге. Так, мы стали свидетелями того, как на заводе появилось новое оборудование по упаковке кефира, ряженки, простокваши «БиоС Имун+» в пластиковую бутылку.

— У новой упаковки есть свои преимущества, исследуемые нами среди своих потребителей, которые отмечали несомненные преимущества данного формата. Ее удобно держать — она повторяет форму ладони, удобно нести — не рвет пакет, удобно хранить — занимает мало места в холодильнике, удобно наливать — она имеет широкое горлышко, — говорит специалист отдела маркетинга Сабина Мирзаева, которая также сопровождала нас по заводу.

Сам же процесс производства упаковки и фасовки кефира завораживает. Сначала в машину поступают пластиковые заготовки — преформы, дальше воздух выдувает из них форму бутылки, и она, блестящая, несется по ленте навстречу продукту, попадая в другой автомат, где в стерильной машине происходит разлив продукта. Далее по транспортеру бутылка с кефиром поступает в аппарат, где под действием горячего пара надевается этикетка, и только после этого продукт, двигаясь по конвейеру, упаковывается и складируется на паллеты. Но на этом технологический процесс не заканчивается. На заводе установлено оборудование, которое есть не на каждом заводе, — это тоннель-охладитель. Паллеты на транспортере попадают в него, где в течение короткого времени под действием воздуха кисломолочная продукция проходит «шоковое» охлаждение до нужной температуры — + 4±2°С. И только после этого продукт транспортируется до прилавка с соблюдением температурных режимов, являющихся гарантом качества продукции.

Итак, мы увидели путь, который проходит натуральное молоко, и в результате различных технологических процессов, осуществляемых под контролем специалистов компании, оно превращается в широкую линейку кисломолочных продуктов.

Источник: Караван (Алматы), № 13 (347), Татьяна Петрова None